С 1 октября 2025 года Центробанк России вводит новые требования для банков по обработке обращений граждан, пострадавших от мошенничества с токенизированными (цифровыми) картами. Все банки теперь обязаны принимать заявления от клиентов, которые перевели средства на счета злоумышленников через банкоматы, независимо от того, являются ли они клиентами данной кредитной организации.
Хищения через токенизированные карты остаются одной из наиболее распространенных схем мошенничества на сегодняшний день. В соответствии с новым положением, клиенты смогут не только подавать жалобы в банки, но и запрашивать электронные справки, которые пригодятся при обращении в полицию. При непосредственном обращении в правоохранительные органы пользователи смогут ответить на вопрос о том, была ли операция совершена под давлением мошенников, что позволит полиции получать данные через Банк России.
С 1 октября крупные банки также обязаны внедрить в своих мобильных приложениях кнопку для оперативного сообщения о мошеннических переводах. К 29 марта 2025 года кредитные организации будут обязаны информировать родителей или законных представителей несовершеннолетних клиентов о выдаче им банковских карт и проведенных операциях.
Минимальные требования к информированию будут определены в договорах с банками. В связи с ростом случаев мошенничества, за последние полгода число потенциальных жертв среди детей и подростков в России увеличилось в четыре раза. В Национальном совете финансового рынка инициирована идея замораживания подозрительных переводов на двое суток, а также введения системы автоматического мониторинга подозрительных транзакций.
Кроме этого, рассматривается создание единой базы данных мошеннических счетов, к которой получат доступ все финансовые организации. Это позволит ускорить выявление подозрительных операций и уведомление клиентов о рисках. Ведущие банки уже работают над AI-системами, которые помогут в анализе поведенческих данных клиентов для выявления мошеннических действий.