Согласно исследованиям аналитиков НОТА ВИЗОР, к 2030 году российский рынок налогового мониторинга вырастет в четыре раза, достигнув объема в 22,2 миллиарда рублей. Количество компаний, внедривших данный формат контроля, увеличится до 2 770. Данное исследование проводилось в сентябре 2024 года и включает в себя данные, собранные через кабинетные исследования, тайных покупателей и интервью с пользователями решений.
Налоговый мониторинг представляет собой систему, при которой компании предоставляют Федеральной налоговой службе (ФНС) онлайн-доступ к своей бухгалтерской и налоговой отчетности взамен традиционных проверок. На конец 2024 года к налоговому мониторингу подключены 746 компаний из 20 различных отраслей, включая банки, металлургические предприятия, ИТ-компании и торговые сети. Эти организации в общей сложности потратили около 6 миллиардов рублей на переход и обслуживание системы.
По прогнозам, фактическая емкость рынка достигнет 22,2 миллиарда рублей к 2030 году с ростом числа участников в 3,7 раза. Более того, потенциальный объем рынка может составить 391,5 миллиарда рублей, а количество потенциальных компаний в этой области увеличится до 48 935.
Эксперты выявили основные причины перехода на налоговый мониторинг: сокращение расходов на налоговые проверки, которые могут длиться до 4,5 лет, и уменьшение этого срока до 1 года и 9 месяцев при использовании нового формата. Большинство респондентов ожидает, что налоговый мониторинг станет обязательным, что подчеркивает важность подготовки к новым требованиям законодательства.
Другим важным фактором, способствующим развитию этого рынка, станут специальные соглашения о защите и поощрении капиталовложений (СЗПК). Такие соглашения требуют от компаний подключения к налоговому мониторингу, создавая дополнительный стимул для их внедрения. В данный момент в России действуют 70 таких соглашений, и их количество ожидается увеличится до 150 к 2030 году.
Кирилл Булгаков, заместитель генерального директора ИТ-холдинга «Т1», отметил, что переход на новый формат взаимодействия с налоговыми органами требует значительной подготовки, включая объединение различных учетных систем и настройку подключения к АИС “Налог-3”. Важно, чтобы компании имели надежные ИТ-решения и следили за актуальными тенденциями на рынке налогового мониторинга.