Ассоциация производителей и операторов электрозарядных станций (АПОЭ) обратилась к Минпромторгу и Минэкономики с просьбой восстановить льготы на бесплатный проезд по платным федеральным трассам для владельцев всех электромобилей, а не только для автомобилей российского производства. Это обращение стало ответом на изменения, вступившие в силу с 2025 года, когда бесплатный проезд был ограничен только для местных моделей, таких как Evolute и «Москвич».
Льгота на бесплатный проезд была введена с 1 марта 2023 года и изначально охватывала все электромобили, включая импортные модели. По данным АПОЭ, сохранение действующей нормы в ограниченном формате может замедлить установку новых зарядных станций на платных магистралях, а также снизить инвестиционную привлекательность уже существующей инфраструктуры. Ассоциация подчеркивает, что отсутствие льгот для иностранных электромобилей может снизить спрос на отечественное оборудование и зарядные продукты.
Согласно статистике Минэкономразвития, за период с марта 2023 года по конец 2024 года более 10,6 тыс. водителей воспользовались бесплатным проездом, совершив свыше 1,1 миллиона проездов. Операторы зарядных станций также инвестировали более 600 миллионов рублей в развитие инфраструктуры вдоль платных дорог. Генеральный директор компании Sitronics Electro Андрей Гурленов отметил, что после ограничения бесплатного проезда на М-11 и М-4 количество пользователей зарядных станций уменьшилось на 13%. В то же время в городах наблюдается рост трафика, что свидетельствует о смене тенденций в использовании электромобилей для дальних поездок.
АПОЭ требует сохранить льготы на бесплатный проезд до 2030 года или до достижения целевого показателя в 1,4 миллиона электромобилей, что, по их мнению, будет способствовать развитию зарядной инфраструктуры и увеличению привлекательности электромобилей для российских водителей.